Оптимальный запас деталей в кружке

Многолетняя практика кружковой работы подтвердила, что при создании каких-то схем и радиоприборов с детьми необходимо следовать принципу разумной достаточности количества радиокомпонентов.
zapas-resistorov-v-korobke
Тем более: в помещении кружка нет места для хранения ящиков с радиодеталями, да и не запомнишь — где и что лежит в этих коробках! Помогает заранее составленный план занятий кружка, когда к очередной теме заранее готовишь требуемые комплектующие.
Принцип разумной достаточности в радиотехническом кружке состоит в том, чтобы обеспечить кружковцев только самым необходимым. Вот примерный запасаемый ассортимент, из моей практики кружковой работы.
Резисторы небольшой мощности (0,125…0,25 Вт) храним с различными номинальными значениями сопротивления (от 27 Ом до 470 кОм).
zapas-resistorovДостаточное количество каждого номинала: 20…30 штук, пополняемое по мере расхода. Для быстрого поиска и контроля количества — каждый номинал храним отдельно в подписанных пакетах или в самодельных кассетницах. Предпочтительно использовать и размеченные коробки, используемые многими.
У конденсаторов также очень большой диапазон номинальных значений. Для кружковой работы достаточен запас конденсаторов также до 20 штук с номинальными значениями от 10 пФ до 1 мкФ минимальных габаритов. Редко используемые единичные номиналы до 9,1 пФ лучше держать отдельно (с пометкой: «1,0-9,1 пФ»). Также готовим запас полярных конденсаторов до 20 штук каждого номинала, ёмкостью от 1 мкФ до 1000 мкФ на напряжение до 16 Вольт.
Транзисторы и диоды нужны разных типов. Например в кружке был запас ранее ходовых КТ315 и МП13…16, — за учебный год расходовали до 200 штук! Очень популярны выпрямительные диоды и мосты (каждый кружковец сделал себе для начала самодельный БП, тем более что кадровых ТВК, от ламповых ТВ было достаточно).radiodetali
Лишние компоненты, кроме нужных по теме: лампочки, громкоговорители и прочие комплектующие, применение которых не входит в планы кружка, раздаём активным кружковцам, как бонус за то, что они приходят сюда изучать «непонятное радио».
По причине любопытства, дети в кружке сами того не замечая, приобретают навыки работы с паяльником, если есть что разобрать, распаять.
Я приносил в кружок платы, блоки и даже переносные радиостанции для разборки после списания. Возвращалось необходимое для сдачи на драгметаллы, а остальное кружковцы отпаивали себе.
И кипела работа: во первых интересно, как это устроено, а во вторых оставляем кое что для себя, бесплатно. Не выпросить паяльник на минуту в такой момент.

Понятия по радио считаю важнее и первые 30 минут до подобной практики я рассказывал теорию.
Для усвоения — нужен обязательный опрос, как поняли материал; это облегчает запоминание теории.

После раздачи паяльников и инструмента: активность детей значительно возрастала.Три учебных часа пролетали так незаметно, что после окончания занятий приходилось уговаривать каждого и самому отключать паяльники.